Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

«Позвольте себе и своим детям быть неидеальными». Интервью с главным научным сотрудником Института возрастной физиологии РАО Марьяной Безруких

В новом выпуске программы «Пока мы дома» на сайте ГК «Просвещение» главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких рассказала, какова роль родителей в онлайн-обучении детей и какие образовательные методики сохранятся после эпидемиологической ситуации.

– Марьяна Михайловна, расскажите, с позиции семьи и ребенка, какие изменения происходили при переходе на дистанционное обучение?

В первые две недели была реакция на резкое изменение ситуации, детям и родителям было интересно. Это естественный процесс психологической и эмоциональной адаптации. Сейчас ситуация изменилась. Последняя неделя – это проявления всех признаков невротизации, что естественно. Мой совет родителям: ни в коем случае фоном не должен работать телевизор и рассказывать об ужасах текущей ситуации. Мы должны быть готовы к тому, что силы у наших детей не бесконечны, истощаются в этой ситуации довольно быстро. Одна из причин – резкое ограничение двигательной активности. Сидение перед экраном – тяжелое испытание. Должен быть определенный гибкий режим. Да, утром рано не надо вставать, но это не значит, что можно ложиться поздно. Ограничение контактов со сверстниками также может негативно сказываться на состоянии. Кроме того, в онлайн-обучение активно включились родители. Давление мамы за спиной может только ухудшить ситуацию. Педагоги не должны требовать от родителей снимать видео, как занимаются дети. Ребенок не может быть готов ко всем урокам одинаково каждый день.

– Где найти золотую середину, чтобы процесс можно было контролировать и при этом не давить на ребенка?

Родители всегда хотят, чтобы дети были самостоятельными, но при этом готовы осуществлять тотальный контроль. Это несовместимые вещи. Когда вы следите за всем, что делает ребенок, вы берете ответственность на себя вместо ребенка. Скажите: «Я рядом. Если я тебе буду нужен, то, пожалуйста, я готов тебе помочь». Но не сидите за его спиной с первого класса. Сейчас, в период дистанционного обучения, многие родители увидели своих детей совершенно не так, как они их видели рано утром и поздно вечером. Но это ваши дети. Они могут только то, чему вы их научили.

– Действительно ли дети другие по сравнению с нашим поколением? Насколько иначе их необходимо учить сейчас?

Исследования, которые мы ведем на протяжении последних 30 лет, показывают, что современные дети и дети 20-30-летней давности по своему когнитивному, познавательному развитию не отличаются. Социально, эмоционально, возможно, есть отличия. Что касается цифровизации, дети «цифровые» только в узком плане. Ребенку может нравиться играть в компьютерные игры, но учиться, используя гаджет, он не умеет и не может уметь. Потому что, как показало наше исследование прошлого года, только 20% педагогов используют компьютерные технологии в процессе обучения. Сейчас, когда все вынуждены перейти на «цифру», оказалось, что мы копируем классно-урочную систему. Возможно огорчу, но толку от этого обучения не будет. Ребенок не может высидеть 5 часов перед экраном. Более того, это запрещено санитарно-гигиеническими нормами. Ученики начальной школы могут непрерывно работать за экраном 15 минут 1 раз в день 2 раза в неделю. Если мы хотим перейти на онлайн-обучение, то должны коренным образом перестроить то, как ведем занятия.

– А сейчас, на ваш взгляд, как стоит действовать? Чтобы не было вреда ни здоровью, ни текущему учебному процессу.

Я думаю, оптимальным вариантом была бы аттестация детей по текущим оценкам, либо индивидуальная работа с детьми. Вот не весь класс перед экраном, а дети, которым сегодня нужно объяснить в то время, как остальные выполняют задания сами. Но это тяжелейшая перестройка для педагога. Я очень сочувствую педагогам, у которых сейчас работы увеличилось в разы. Формат новый, ситуация новая. Не каждый может работать перед экраном. Когда платформа предназначена для дополнительного образования, это совершенно иная ситуация. Однако, довольно большое количество детей находятся сегодня на домашнем обучении, и они прекрасно работают по индивидуальной траектории, в своем темпе. Это, собственно говоря, мечта школы. Мы ведь десятилетиями говорим про индивидуальный подход. Для детей, которые сейчас готовятся к экзаменам, самое время наладить индивидуальную подготовку. А учеников начальной школы уж точно стоит аттестовать и, может быть, раз-два в неделю с ними выполнять задания. Здесь важно уделить время на речевое развитие и формирование письменной речи. Это то, что страдает у всех детей.

– Насколько, на ваш взгляд, укоренятся те или иные нововведения в обучении после завершения пандемии?

Есть два фактора, которые сохраняют мотивацию: успех и интерес. Поэтому останется то, что получается и то, что интересно. Я думаю, останется то, что будет накоплено педагогами, которые нашли, как это делать. Может, станет более глубокой индивидуальная работа с детьми, так как она возможна в онлайн-режиме. Но я считаю, что очень многое придется еще переосмыслить, возможно, методологически обосновать, чтобы лучшие практики могли быть использованы. В целом, в заключение хотела бы пожелать родителям позволить себе быть неидеальными и позволить своим детям быть неидеальными учениками. Все-таки это стрессовая ситуация. И я думаю, что тогда мы пройдем этот период с наименьшими потерями.

Проект «Пока мы дома» создан для педагогов, родителей, учителей и в помощь всем, кто перешел на дистанционный режим работы и хочет продолжить не только учиться, но и ежедневно находить новые возможности для саморазвития. Создателями ресурса выступили ГК «Просвещение» и корпорация «Российский учебник». Ресурс состоит из трех основных блоков: «Дистанционное образование», «Каждый день – активный» и «Мое здоровье», каждый из которых ежедневно пополняется новыми статьями, наглядными пособиями, видеороликами и вебинарами.

Контактное лицо: Елена
Компания: ГК Просвещение
Добавлен: 18:56, 16.04.2020 Количество просмотров: 326
Страна: Россия


Студенты городских образовательных учреждений проходят практику в Marins Park Hotel Новосибирск, Marins Park Hotel, 01:56, 31.05.2024, Россия80
В апреле 2024 года производственную практику в Marins Park Hotel Новосибирск прошли более 30 студентов из Сибирского университета потребительской кооперации и Новосибирского колледжа лёгкой промышленности и сервиса.


Выпускница ХГУ Татьяна Тутатчикова: «Процесс обучения для меня не заканчивается», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:46, 22.05.2024, Россия829
В этом году у Хакасского госуниверситета юбилей. Главному вузу республики исполняется 30 лет. К особой дате мы подготовили цикл интервью с выпускниками, и выяснили, какую роль вуз сыграл в их будущем становлении и какие воспоминания у них остались о ХГУ.


Участники Всероссийской олимпиады школьников по математике выбрали Marins Park Hotel Нижний Новгород, Marins Park Hotel, 00:43, 22.05.2024, Россия829
С 19 по 25 апреля в Нижнем Новгороде прошёл заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике. Участие в борьбе за призовые места приняли 473 школьника 9-11 классов из 80 регионов страны, в их числе – пятеро нижегородцев.


Учёные ХГУ представили свои исследования в ведущем вузе Кыргызской Республики, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:39, 22.05.2024, Россия823
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова выступил соорганизатором Международной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов и соискателей «Филологическое образование, лингвистика, филологи, журналистика: современные проблемы научных исследований».


Студенты ХГУ побывали в мастерской Карабаса-Барабаса, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 04:02, 21.05.2024, Россия171
Для студентов-лингвистов института филологии и искусств Хакасского госуниверситета открылась «Мастерская Карабаса-Барабаса: элементы театральной педагогики на уроке иностранного языка». Это стало возможным благодаря Республиканским дням науки «Катановские чтения-2024».


Ученый Алтайского ГАУ стал спикером встречи проекта «Реплики» Алтайского краевого театра драмы, посвященной Василию Шукшину, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 00:04, 10.05.2024, Россия957
Состоялась завершающая театральный сезон встреча в рамках проекта «Реплики» Алтайского краевого театра драмы, им. В.М. Шукшина, в качестве спикера которой выступил д.ф.н., доцент, помощник ректора по связям с общественностью Алтайского государственного аграрного университета Дмитрий Марьин


В Алтайском ГАУ прошла викторина «Что вы знаете о войне?», ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 23:58, 08.05.2024, Россия456
На Экономическом факультете АГАУ прошла викторина «Что вы знаете о войне?», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.


В годы войны главный вуз Хакасии стал госпиталем, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 23:58, 08.05.2024, Россия445
Абакан стал городом-госпиталем с первых дней войны. Под лечебные учреждения выделили и корпуса нынешнего Хакасского госуниверситета. На месте здания административного корпуса располагался госпиталь. Медицинский колледж ХГУ, начавший свою историю как Абаканская Фельдшерско-акушерская школа (ФАШ) в 1934 году, а 1941 году, когда началась война, школу также взяли под госпиталь.


Выпускник ХГУ Максим Амзараков: «Те, кто получил высшее образование, могут расти», Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 23:57, 08.05.2024, Россия304
В ХГУ история информационных специальностей и направлений подготовки нынешнего инженерно-технологического института началась в далёком 1996 году. Существующие в то время потребности региона и университета в информатизации были очевидны и требовали своего решения.


83% студентов Института iSpring получили гранты на обучение, iSpring, 00:47, 08.05.2024, Россия374
Институт iSpring, частный вуз нового поколения, выделил более 127 млн рублей на гранты студентам в 2023-2024 году. Грантовая программа Института дает всем талантливым абитуриентам равные возможности на качественное образование вне зависимости от дохода семьи. В 2023-2024 году с грантовой поддержкой обучается 83% студентов.


Более 1000 барнаульцев стали участниками праздничной программы, посвященной Дню Победы, на площадке Алтайского ГАУ, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный аграрный университет", 00:47, 08.05.2024, Россия305
Сегодня, 7 мая, в Алтайском государственном аграрном университете состоялась праздничная программа «Мы помним! Мы гордимся!», посвященная 79-ой годовщине Великой Победы


Во время войны ведущий вуз Хакасии готовил кадры для региона, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:43, 08.05.2024, Россия230
Абаканский учительский институт – прародитель Хакасского госуниверситета был создан накануне войны (в 1939 году). Великая Отечественная война началась, когда в вузе завершался второй учебный год.


В ТГУ почтили память героев, Тольяттинский государственный университет, 00:42, 08.05.2024, Россия247
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.


От советского оружия до эвакогоспиталя: в ХГУ откроются интерактивные площадки, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:42, 08.05.2024, Россия217
Поиграть в городки и классики, пройти полосу препятствий, попрыгать на скакалке, окунуться в военное детство, увидеть исторические реконструкции, советское оружие и даже эвакогоспиталь – лишь малая часть того, что будет представлено на интерактивных площадках в университетском сквере Н.Ф. Катанова уже сегодня, 7 мая, с 13:00.


Студентка ХГУ выполнила норматив КМС по спортивному ориентированию, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 00:37, 08.05.2024, Россия158
Ольга Кондратова из колледжа педагогического образования, информатики и права Хакасского госуниверситета приняла участие в чемпионате и первенстве Сибири по спортивному ориентированию, а также всероссийских соревнованиях «Сибирский азимут» в Минусинске.


  © 2003-2024 inthepress.ru