Пресс-релизы // » Добавить пресс-релиз

Регуляторная политика в России – от сокращения административных обременений к приросту ВВП на 1,5-2%

В системе ГАРАНТ опубликован доклад Центра стратегических разработок (далее – ЦСР) и НИУ "Высшая школа экономики" "Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего". Выводы, изложенные в докладе, были представлены на сессии ПМЭФ-2018, а также вошли в разработанные ЦСР по поручению Президента РФ предложения по "Стратегии развития 2018-2024".
Понятие регуляторной политики (англ. regulatory policy) объединяет в себе широкий спектр нормативного воздействия государства на предпринимательскую деятельность, включая создание условий допуска на рынок, установление обязательных требований к продукции и процессам, контрольно-надзорные процедуры, запреты, ограничения, преференции и т.д. Основное препятствие, стоящее на пути оптимизации регуляторной политики – это "реактивный" характер российского законотворчества. Новые законодательные акты создаются не в рамках заранее сформированного плана, а в качестве ответа государства на различные события. Еще один недостаток системы – утрата общего центра принятия решений по регуляторным вопросам. Так, с одной стороны, экономическим блоком Правительства РФ декларируется снижение административной нагрузки на бизнес, а с другой (во многом под давлением органов, отвечающих в широком смысле за безопасность) – постоянно вводятся все новые ограничительные нормы. При этом наблюдаются явные противоречия между законодательными актами равной силы различных государственных институтов.
В своем докладе ЦСР апеллировал к докладу руководителя производственного управления компании "Гарант" Натальи Ткаченко "Статистический анализ федерального законодательства", который наглядно продемонстрировал явную тенденцию к увеличению числа принимаемых законов за период 1994-2016 гг. Например, период стабильности КоАП – около 10 дней, Налогового кодекса – 14 дней. Превращение норм в "одноразовые" из-за непрерывного внесения изменений подрывает доверие к праву и препятствует формированию устойчивой судебной практики. Низкое, в том числе и в связи с такой скоростью выпуска, качество законов влечет за собой прирост числа подзаконных актов по экспоненте. Своего рода традицией становится создание "незавершенного" регулирования, увеличение количества отсылочных и бланкетных норм. Такое положение вещей не позволяет обеспечить должное планирование экономических реформ, приводит к загромождению законодательства слабо проработанными, взаимно противоречащими и несбалансированными нормами, что еще больше усиливает нестабильность сферы регулирования.
С 15 сентября по 15 ноября 2017 года ЦСР совместно с информационно-правовым порталом ГАРАНТ.РУ провел онлайн-опрос. Респондентам предлагалось назвать избыточные, противоречивые нормы или пробелы в праве, которые они считают необходимо устранить для обеспечения наиболее эффективного разрешения адресатами их конечных задач, и предложить механизм этого устранения или корректировки нормы. В ходе опроса было получено 84 анкеты, в 32 из них были предложения об изменении НПА, затрагивающих бизнес. Эксперты ЦСР выделили две ключевые тематики описываемых респондентами "точек торможения":
- федеральные законы, вводящие чрезмерное регулирование, не адаптированное к конкретным отраслям или ситуациям, возникающим в ходе ведения бизнеса;
- подзаконные акты и регламенты работы органов контрольно-надзорной деятельности, выполнение требований которых приводит к чрезмерным издержкам для бизнеса.
Кроме того, респонденты указали на несбалансированность регулирования трудовых отношений и излишнюю налоговую нагрузку на граждан.
Для формирования интегрированной регуляторной политики ЦСР предлагает три основных направления. Первое – это формирование специального механизма устранения избыточного и неэффективного нормативного правового регулирования, включая создание на уровне Администрации Президента РФ либо Правительства РФ Комиссии по дерегулированию (далее – КПД). Комиссия будет выступать в качестве центра принятия решения по оптимизации нормативной базы, а также в качестве ключевого элемента запуска новой, комплексной регуляторной политики. В рамках своей деятельности КПД должна получить право признавать федеральные законы недействительными либо подлежащими пересмотру. В отношении законов, принятых Госдумой и одобренных Советом Федерации, орган дает рекомендацию Президенту РФ о применении вето, а в отношении действующих законов – о соответствующей законодательной инициативе. Работа КПД должна стать переходным этапом перед созданием "Совета по умному регулированию", который получит право на предварительную экспертизу проектов документов стратегического планирования, оценку фактического воздействия наиболее резонансных комплексных регулирований, внедрение дерегуляторного принципа one in – Х out ("один вместо нескольких"), снижение административного бремени, аудит ведомственной системы оценки административных издержек и контроль "ясности языка правотворчества". Создание "Совета по умному регулированию" предполагает систематизацию и алгоритмизацию всей нормативной правовой базы РФ.
Второе направление – систематизация действующих нормативных правовых актов, внедрение передовых инструментов регуляторной политики и перехода к полному циклу оценки регулирования. ЦСР рекомендует усилить действующий механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ), включая унификацию процедуры для Госдумы и Банка России и закрытие "обходов" такой оценки, затем – объединить ОРВ, антикоррупционную экспертизу, оценку фактического воздействия и финансово-экономическое обоснование проектов в единую процедуру. Также предлагается рассмотреть возможность принятия "нормативных актов с ограниченным сроком действия", расширить применение "регуляторных песочниц" для законотворческих экспериментов и экспериментов по дерегулированию, зафиксировать даты вступления изменений законов в силу (1 апреля и 1 октября), а на уровне Евразийского союза – принять Концепцию общих принципов регуляторной политики.
Кроме того, предлагается разработать рекомендации по расчету возмещения бизнесу и гражданам затрат от неправомерных действий (бездействия) органов власти и внедрить их до 1 января 2020 года.
Ознакомиться с докладом можно в системе ГАРАНТ

Контактное лицо: Роман Ларионов
Компания: Компания "Гарант"
Добавлен: 18:07, 28.06.2018 Количество просмотров: 409
Страна: Россия


Антимонопольная служба оштрафовала коммунальное предприятие в Яблоновском, Адыгейское УФАС России, 22:32, 25.03.2024, Россия54
Адыгейское УФАС признало коммунальное хозяйство «Яблоновское» виновным в совершении административного правонарушения


В Адыгее почтовую службу хотели включить в реестр недобросовестных поставщиков, Адыгейское УФАС России, 22:59, 21.03.2024, Россия74
Почтовая служба Республики Адыгея чуть не попала в РНП.


Адыгейское УФАС выдало представление Федеральной сетевой компании Россети» за отказ в увеличении мощности энергопринимающих устройств, Адыгейское УФАС России, 22:48, 20.03.2024, Россия58
ПАО «ФСК Россети» должно предоставить информацию о принятых мерах по устранению нарушения


Адыгейское УФАС России предписало пересмотреть итоги аукциона на сумму свыше 77 млн рублей, Адыгейское УФАС России, 08:33, 20.03.2024, Россия52
Адыгейское УФАС России выдало предписание о пересмотре итогов аукциона.


В Адыгее спасли деловую репутацию компании из Москвы, Адыгейское УФАС России, 22:48, 06.03.2024, Россия435
Компанию из Москвы не включили в реестр недобросовестных


УФАС по Адыгее не выявило нарушений при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», Адыгейское УФАС России, 22:44, 06.03.2024, Россия424
В Адыгее программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» реализована без нарушений


Суд поддержал решение УФАС о привлечении ПАО «Россети Кубань» к ответственности, Адыгейское УФАС России, 22:31, 06.03.2024, Россия103
Сетевая компания оштрафована законно


Компанию из Адыгеи на два года включили в реестр недобросовестных поставщиков, Адыгейское УФАС России, 06:20, 05.03.2024, Россия199
Компания из Адыгеи попала в реестр недобросовестных


Что изменится в России в марте 2024 года, Компания "Гарант", 18:57, 02.03.2024, Россия288
Всего в марте начнут действовать положения 303 федеральных актов, принятых на данный момент. Ключевые поправки касаются страхования и банковской сферы, бизнеса, административных штрафов, налогообложения, IT, трудовых отношений и иных сфер.


В Адыгейске благоустроят дворовые территории многоквартирных жилых домов на проспекте Ленина, Адыгейское УФАС России, 23:13, 29.02.2024, Россия80
В Адыгее продолжают благоустройство дворовых территорий


В ауле Понежукай проведут реконструкцию водозаборного сооружения, Адыгейское УФАС России, 22:17, 28.02.2024, Россия152
В Адыгее реконструируют водозаборную конструкцию в а.Понежукай


Адыгейское УФАС подтвердило право предпринимателя на товарный знак, Адыгейское УФАС России, 11:56, 24.02.2024, Россия274
Адыгейское УФАС России прекратило о недобросовестной конкуренции


Предприниматель из Адыгеи не исполнил 6 выигранных контрактов и попал в реестр недобросовестных поставщиков, Адыгейское УФАС России, 22:09, 21.02.2024, Россия245
Предприниматель из Адыгее включен в реестр недобросовестных поставщиков


В Адыгее обеспечат бесперебойную работу программного комплекса «Здравоохранение», Адыгейское УФАС России, 22:30, 20.02.2024, Россия105
В Адыгее действует программный комплекс «Здравоохранение»


Адыгейское УФАС России оштрафовало сетевую компанию за нарушение Правил технологического присоединения, Адыгейское УФАС России, 22:20, 19.02.2024, Россия217
В Адыгее повторно оштрафовали сетевую компанию


  © 2003-2024 inthepress.ru